Жестокое отношение человека к животным - это биофашизм

М. Фокс

Павлова Татьяна Николаевна - одна из основателей Межрегионального Вегетарианского общества России. Эта первая подобного рода организация в нашей стране была создана в 1989 году. Сама Татьяна Николаевна проблемами вегетарианства и этичного отношения к животным занимается уже не один десяток лет. Hачалом такой деятельности послужила работа в секции охраны животных Московского городского общества охраны природы с 1969 по 1987 годы.

Отношение человека к животным всегда было краеугольным камнем нравственного состояния любого общества. В условиях же информационно-энергетического взрыва или, как мы привыкли говорить, научно-технической революции эта сторона бытия человечества из морально-этической (надстройка) становится нравственно-экономической (базисной).

Секция работала по многим проблемам, связанным с отношением человека к животным. В этом контексте проводились обследования содержания животных в стационарах, на станциях ветобслуживания, на бойнях и фабриках для изготовления наглядных пособий. Жестокости хватало везде. На особом счету стояли фабрики по изготовлению наглядных пособий. Чтобы получить чучело, животного в прямом смысле замаривали голодом. Во всем мире отказались от практики изготовления чучел для учебных пособий, их давно уже льют из пластмасс, у нас же до сих пор уживаются два несовместимых по нравственным критериям действия: воспитание у подрастающего поколения нравственных основ и использование для этого элементов насилия и жестокости.Важное место в работе секции занимала деятельность по гуманизации отлова, условий содержания и усыпления бездомных животных.

Огромной нравственной и экономической проблемой во всем мире была и остается проблема использования животных в экспериментах. По этой проблеме секцией была проведена настолько важная и грамотная работа, что по результатам этой работы были разработаны методические указания по обращению, содержанию, обезболиванию и умерщвлению экспериментальных животных. В результате деятельности секции удалось добиться отмены наиболее жестоких экспериментов, была запрещена их демонстрация в вузах и школах. Кроме того, что опыты над животными негуманны, опасны, их результаты чаще всего не соответствуют результатам исследований на человеке. Все эти выводы и доказательства были настолько неопровержимы, что послужили отправной точкой "в битве за гуманизм". В 1977 году Минздравом были утверждены "Правила по обращению, содержанию, обезболиванию и умерщвлению экспериментальных животных" и только в 1984-м снизошло до утверждения этих "Правил" Министерство образования. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Теперь почти во всем мире экспериментальные животные с успехом заменяются на культуры тканей органов и микроорганизмов. Но исполнение этих "Правил" необходимо отслеживать, так как консерватизм чиновников не всегда поддается диктату логики и закона.

Весьма много усилий было отдано деятельности, связанной с гуманизацией убоя и содержания скота на бойнях. Необходимость этого вида деятельности продиктована таким важным для человечества фактором, как избавление от агрессивности в поведенческих функциях человека разумного (Homo sapiens). Давно известно, что адреналин, выделяющийся во время забоя скота и называемый ферментом страха, переходит по цепи питания в организм человека и оказывает свое негативное воздействие, которое выражается в проявлении страха и агрессивности у человека.

В результате упорной и целенаправленной деятельности секции была подготовлена база для создания Центра этичного отношения к животным. В 1990 году при Вегетарианском обществе был создан такой Центр, ставший отделением Всемирного общества защиты животных. Консультативным директором Российского отделения Всемирного общества защиты животных стала его основатель Павлова Татьяна Николаевна. Эта первая после Великой Октябрьской социалистической революции организация в России по защите прав животных.

Одной из приоритетных программ Центра этичного отношения к животным является программа по гуманизации образования на всех уровнях, а это не что иное, как развенчание антропоцентрической и утверждение биоцентрической концепции. (Антропоцентрическая концепция ставит человека в центр мироздания, биоцентрическая концепция отводит человеку место как равному среди равных элементов живого мира, то есть не делает его "царем природы" Прим. ред.).

В соответствии с биоцентрической концепцией строения нашего земного мира, в основу гуманизации положены права животных, принятые законодательными базами многих считающихся цивилизованными стран. Вот небольшая часть этого кодекса.
- Животное, как существо чувствующее, может переживать боль и радость, испытывать потребности как человек, поэтому потребности должны быть удовлетворены.
- Они (животные) имеют право на жизнь, место обитания, защиту от страданий.
- Ни от кого не получал человек права распоряжаться животными по своему усмотрению.

Человек узурпировал это право как наиболее сильное существо на планете. Право силы - безнравственно. Отношение человека к животным трактуется как видовая дискриминация, и это последняя форма дискриминации, на которую человек обратил внимание и начал с ней бороться. Уже давно человечество осудило расизм, неравенство полов и только после - видовую дискриминацию.

Благодаря энтузиазму немногих представителей человеческого рода, таких, как Татьяна Николаевна Павлова, Глава Научно-практического медицинского центра Вегетарианского общества доктор медицинских наук Ирина Львовна Медкова, их коллеги и последователи из других городов и областей России, движение в защиту прав животных начало приобретать устойчивые юридические границы. Деятельность из волонтерского постепенно переходит в профессиональное русло. Из любительских наблюдений и выводов рождаются научные программы, которые в свою очередь становятся основой серьезных нравственно-экономических обоснований. Как в свое время экология из чисто любительского занятия превращалась в государственную политику, правда в разных странах с разным успехом и разностью в сроках, так и биоэтика из второстепенного аспекта деятельности человека должна стать деятельностью, определяющей и направляющей развитие человеческой цивилизации. В нашем же российском постсоветском обществе дела обстоят следующим образом. Пока в правоохранительных кодексах и уложениях не будут четко стоять статьи, защищающие жизнь, здоровье, достоинство представителей других видов, кроме человека, ни о каком движении "к светлому будущему" не стоит даже и мечтать, так как перекос в сознании человека неизбежно дает перекос в организации жизни человеческого сообщества. Выход есть - это гуманизация законодательства.